Рецензия на Galaxy Railways

Автор: LynxCancer

Творческое наследие Лэйдзи Мацумото огромно и неоднородно. Есть в нем безусловные нетленные шедевры, а есть, как бы это помягче выразиться… фанфики, знакомство с которыми даже для верных фанатов представляет собой серьезное испытание веры. «Galaxy Railways» не являются ни тем, ни другим.

pic_leaf_grw-arina_control

       Авторам, к счастью, удалось уйти от «фанфикерства» ценой полного разрыва связей с сюжетом «Галактического Экспресса» и частичной смены стилистики. Собственно, сохранить стиль полностью было бы невозможно при всем желании — по причине сильно возросших возможностей графики, котрые надо куда-то девать (избыток средств тоже может быть проблемой). Более реалистичная рисовка требует более реалистичного сюжета и того, что называется «проработанностью мира». Пропповский сюжет «ГЭ 999″ (я имею в виду фильм), полный мифологических условностей, просто не ляжет на такой материал. Соответственно, пришлось переходить от сказки к рассказам (monogatari).

       Здесь мы видим ГЖД глазами не пассажира, а молодого сотрудника службы безопасности (Space Defence Force), соответственно, перед нами что-то вроде производственного романа, канвой которого является, наверное, самый распространенный в масскультуре сюжет: команда героев, новенький (наш протагонист), задания возрастающей сложности и крупная драма под занавес. И на этом фоне происходит вживание в коллектив (а для нас, зрителей, — знакомство с миром и персонажами), личная жизнь, решение экзистенциальных вопросов, короче говоря, все, что входит (по мнению автора) в замечательный жизненный феномен, именуемый взрослением (кажется, аниме без темы взросления не бывает в принципе). Это довольно стандартно и ожидаемо.

pic_leaf_grw-arina_bball       pic_leaf_grw-arina_groupshot

       Нестандартным является ряд эффектов, возникающих из необходимости с одной стороны сотворить нечто реалистичное, с другой — сохранить в неприкосновенности ореол чуда и сказки, окружающий галактические железные дороги, за который, собственно (но не только), мы так любим творчество Мацумото. Часть из них проходит по разряду достоинств, часть, увы, недостатки, но что куда отнести — определяйте сами, сие деление местами очень субъективно.

Веселуха начинается уже с порога, то есть с необходимости реалистично проработать центральную деталь повествования — сами галактические поезда. Легко же было авторам «Planetes» — всего-то навсего изучить соответствующую справочную литературу, проконсультироваться со специалистами из национального космического агенства — и вышел сериал реалистичный, просто заглядение. А здесь все, буквально все надо из головы, причем одним-двумя фантастическими допущениями явно не обойдешься. В Лейживерсе, как известно, совершенно другая физика. Посему в «Железных дорогах» мы, во-первых, имеем счастье наблюдать замечательную галерею природных явлений (большей частью катастрофических), не имеющих никаких аналогов в наблюдаемой Вселенной. Во-вторых, мы полностью лишены счастья хоть на шаг вперед просчитать действия героев в приведенных обстоятельствах. Поэтому не надо говорить, что сюжеты эпизодов тупые или герои ведут себя тупо — вы же не знаете, как там надо умно себя вести. Но удовольствие от интриги и экшена это, конечно, портит.

pic_leaf_grw-arina_train

       Вторая feature этой истории — характеры. Думаю, не требуется рассказывать здесь, что такое мацумотовский характер, конкретно, мацумотовский отважный мальчик. Очаровательное существо ростом метр с кепкой, сующее свой нос во все глобальные конфликты эпохи и мимоходом наносящее необратимый урон во много раз превосходящему противнику (только не спрашивайте, как ему это удается). А представляете, что выйдет из этого чуда лет в двадать? А в тридцать? А если там все такие?

       Старые произведения Мацумото — романтизм почти в чистом виде, и главные герои там соответствующие. Авторская воля наделила их сильными страстями, возвышенными стремлениями, обостренным чувством справедливости, гордым бескомпромиссным характером. Они не типичные представители своей среды — они резко выделяются из нее, противопоставлены ей, противопоставлены серости и покорности. 

Но — и это ясно, как свет в конце туннеля — среди сотрудников ГЖД никакой серости быть не может. Если даже просто прокатиться на галактическом поезде — сказка наяву и предел мечтаний, то представляете, что означает работать там? Это великая честь, и только один из тысячи отважных мальчиков… в общем, у них там гнездо.

pic_leaf_grw-arina_father

       А когда черты, которые изначально создавались как исключительные, становятся типичными, получается очень интересно. Например, в «Galaxy Railways» мы неожиданно вместо романтизма получили на выходе соцреализм. Надо видеть этот обширный светлый и красочный (что делает с аниме новая графика!) мир, ухоженные планеты, новенькие сверкающие поезда, красивые лица («чибифицированная» разновидность дизайна персонажей здесь почти не встречается). Впервые за бог знает сколько лет человечество никем не угнетаемо, не завоевано, не поражено заразой потребительства, и если случается, что кто-то кое-где у нас порой… — то это отдельные недоработки и перегибы товарищей на местах, а не недостатки системы как целого. Атмосфера сериала очень светлая, можно даже сказать, праздничная, и это ощущение не могут перебить ни смерть, ни катастрофы, которых в тексте вообще-то предостаточно. (К слову о смерти, в GRW весма богатый потусторонний мир, близкий и на удивление нестрашный.) 

pic_leaf_grw-arina_memories       Соцреализм как стиль ничем не плох, но у него есть ряд специфических проблем. Одна из них — дефицит конфликтов. Когда мир изображается не таким как есть, а таким как надо, и населяется исключительно красивыми высоконравственными людьми, есть немалая опасность, что зрителю станет скучно. Когда исчезает романтическое напряжение между личностью и обществом, между реальностью и мечтой, надо искать какой-то другой источник энергии для сюжета. Великий фантаст и соцреалист Ефремов, например, утверждал (и уменя нет оснований с ним не соглашаться), что им должны стать конфликты высшего порядка, «в основном в области творческих поисков в труде и познании, личного совершенствования и усилий на общественную пользу, но в нормальной, дружной и заботливой общественной обстановке». Проблема здесь в том, что чем выше порядок, тем более ювелирной проработки требует произведение, при минимальном снижении качества оно превратится в смысловую кашу.

Надо отдать должное авторам, они честно попытались насытить сериал конфликтами высшего порядка. Творческими поисками в труде и познании, ага. В дружной и заботливой обстановке. В перерывах между беготней и стрельбой. Не получилось. Для этого нужен был бы гениальный сценарист и, желательно, гениальный режиссер, но сценарист попался средненький. Мне больно об этом говорить, но за некоторые эпизоды хочется оторвать ему руки. (И я не имею в виду пресловутую «серию про горячие источники» — там, конечно, тупость, но это запланированная тупость. Много хуже, когда вылезает на свет незапланированная)

pic_leaf_grw-arina_theatrical       pic_leaf_grw-arina_pair

       Идейная сторона не несет в себе никакого новаторства — и это прекрасно. Приятно видеть верность идеалам, которых в наш ужасный век не сыщешь днем с огнем. К сожалению, из-за упомянутых проблем сценария донесение их до зрителя нельзя назвать блестящим. В хорошем аниме (и не только аниме) фактология и идеология составляют единое целое, идеи не требуют дополнительного разъяснения — они сами всплывают в мозгу при попытке обсуждать произведение и его героев. Здесь, увы, такого сплава не получилось. Действие и «мораль» (которая обязательно присутствует в начале или в конце каждой серии), реплики героев «по делу» и «вообще о жизни» все-таки остаются слабо пересекающимися сущностями. Для человека уже знакомого с творчеством Лэйдзи все эти keywords: «юность», «мечта», «судьба», «идти к своей цели», «быть мужчиной» etc. звучат примерно как «анекдот номер шесть» и, в общем, понятны. Для человека «не в теме» они, вероятно, звучат просто как набор пафосных слов. Составить из этих слов какой-то текст, понятный без обращения к контексту (то есть к классическим произведениям) так и не удалось.

pic_leaf_grw-arina_xpress

       Однако, надо реально смотреть на вещи и бесконечно благодарить съемочную группу за то, что они, имея все шансы сотворить полный отстой, его не сотворили. «Галактические железные дороги» — очень приличный и приятный для просмотра сериал с хорошей атмосферой и интересными живыми героями. Даже не будучи must see, он является одной их немногих современных экранизаций Мацумото, которые действительно достойны просмотра.

pic_leaf_grw-arina_ute       pic_leaf_grw-arina_geezer

pic_leaf_grw-arina_bruce       pic_leaf_grw-arina_running

pic_leaf_grw-arina_granma       pic_leaf_grw-arina_bytorch

 
 
 
 
         
         

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>